Строительство мостового перехода на остров Русский
через пролив Босфор Восточный во Владивостоке

Новости и публикации в СМИ

27.09.2012 - Журнал «Транспортное строительство», сентябрь, 2012: Мировой рекорд в отечественном мостостроении — вантовый мост-гигант на о. Русский
Гигантский мост, возведенный специалистами группы компаний «СК МОСТ» менее чем за 4 года, стал символом г. Владивостока, подчеркнул его новый статус на международной арене, а также продемонстрировал высокий уровень профессионализма российских строителей и возможности отечественного строительного комплекса.

Мостостроители пообещали премьер-министру, что 1 августа мост будет открыт для всех жителей — и слово свое сдержали! 1 августа 2012 г. мост был открыт для движения всех видов автотранспорта.

О необходимости строительства моста через пролив Босфор Восточный впервые заговорили еще в первой половине XX в. Первый проект моста появился в конце 1930-х гг. И только в начале второго десятилетия XXI в. мечтам суждено было сбыться. Берега Босфора Восточного соединил величественный мост, возведенный российскими специалистами. Проектировщики и строители взяли на вооружение все лучшее, что есть в мировом мостостроении, и возвели рекордное по своим параметрам сооружение. Мост на остров стал ключевым объектом, который возведен в рамках программы подготовки Владивостока к проведению Саммита АТЭС-2012, и уже в сентябре этого года о. Русский примет его участников. За минувший месяц, когда проезд по мосту был разрешен только для строительной и специальной техники, через пролив Босфор Восточный перевезены десятки тысяч тонн грузов для объектов Саммита.

Сегодня участники строительства моста на о. Русский говорят о трех больших проблемах, с которыми им пришлось столкнуться. Во-первых, на возведение моста отводился короткий срок. Во-вторых, работы велись в экстремальных погодных условиях. За три с половиной года строительства было получено порядка 300 штормовых предупреждений, это около 25% всего рабочего времени! Наконец, необходимо было с «чистого листа» создать мощную производственную базу и организовать работу многотысячного коллектива.

Осенью 2008 г. на о. Русском и полуострове Назимова началось строительство производственной базы. Здесь были развернуты четыре бетонных завода фирм «Tecwill Oy» и «Compactors», лаборатория, контролирующая качество всех стройматериалов, арматурно-сварочный цех, оснащенный современным оборудованием. Здесь же разместили мобильные электростанции, проложили 8-километровую линию от постоянных источников электроснабжения. Построили около 1340 м новых железнодорожных подъездных путей и еще около 4500 м реконструировали. База обслуживала всю задействованную на строительстве спецтехнику, а это порядка 300 единиц. В самый короткий срок для строителей были созданы достойные бытовые условия. На берегах пролива Босфор Восточный вырос целый городок с комфортабельными общежитиями, столовыми, прачечными и банями, спортивными площадками и даже крытым теннисным кортом.

Работая с колоссальными объемами и массами, специалисты были внимательны и к малым величинам, филигранно выполняя те операции, где важен буквально каждый сантиметр, например, при установке вантовых узлов. У ванты два узла крепления — один на пролетном строении, второй — на пилоне. Необходимо было четко соблюдать угол наклона вантового узла не только по вертикали, но и по горизонтали, чтобы конструкции вантовых узлов всех 168 вант моста были соосны друг другу. Ювелирной точности потребовал и монтаж металлической балки центрального пролетного строения «с воды», когда 300-тонную панель поднимали с понтона на высоту 70 м с помощью деррик-кранов, закрепленных на русловом пролете.

Мост на о. Русский — не только самый большой, но и самый «умный» российский мост. За его состоянием следит единый программно-аппаратный комплекс, объединивший систему мониторинга состояния конструкций моста, автоматизированную систему управления дорожным движением и охранную систему безопасности. Мост может выдержать землетрясение силой 8,2 балла. Его конструкция защищена специальным комплексом антисейсмических устройств.

Строителям понадобилось менее 4 лет, чтобы возвести этот уникальный мостовой переход. 12 апреля 2012 г. был завершен монтаж заключительной замковой панели пролета моста, 18 апреля 2012 г. уложен «Золотой стык». А сегодня по мосту за кратчайшее время можно пересечь пролив Босфор Восточный и попасть с материка на о. Русский.

Новый вантовый мост-гигант — поистине шедевр российских мостостроителей, соединивший материковую и островную части Владивостока, и ставший мировым рекордсменом по длине центрального пролета (1104 м) и максимальной длине ванты (580 м).

Параметры моста

  • Схема моста: 60 + 72 + 3×84 + 1104 + 3×84 + 72 + 60 м
  • Общая длина моста — 1885,53 м
  • Общая протяженность с эстакадами — 3100 м
  • Длина центрального руслового пролета — 1104 м
  • Общая ширина проезжей части — 21 м
  • Число полос движения — 4 (2 в каждую сторону)
  • Подмостовой габарит — 70 м
  • Подмостовой габарит — 70 м
  • Высота пилонов — 324 м
  • Самая длинная / короткая ванта — 579,83 м/135,771 м

Основные факторы, определяющие конструкцию мостового перехода:
- Кратчайшее расстояние по акватории в месте пересечения мостового перехода — 1460 м. Глубины фарватера достигают 50 м.
- Район строительства мостового перехода характеризуется сложными климатическими условиями: диапазон температур от -31С зимой до +37С летом, скорость штормового ветра — до 36 м/с, высота штормовой волны — до 6 м, в зимнее время отмечается образование льда толщиной до 70 см.

Вантовая система
Для центрального пролетного строения применена усовершенствованная, так называемая «компактная» система PSS с более плотным размещением прядей в оболочке. Вес вантовой системы составляет 3720 т, общая длина всех примененных вант — более 54 км.

Ванты состоят из параллельных индивидуально защищенных от коррозии прядей, число которых варьируется от 13 до 85. Каждая прядь состоит из 7 гальванизированных проволок, покрытых оболочкой из полиэтилена высокой плотности. Оболочка вант выполнена из двух слоев: внутренняя — черного цвета, из полиэтилена высокой плотности, наружная — более тонкая, окрашенная в цвета российского флага. Декоративная оболочка снабжена еще и спиралевидным буртиком, предназначенным для защиты от вибраций, возникающих при комбинированном воздействии дождя и ветра. Расчетный срок службы вант — не менее 100 лет.

Пролетное строение
Конструкция пролетного строения имеет аэродинамическое сечение для восприятия нагрузок от шквалистого ветра. Балка жесткости центрального судоходного пролета моста — цельнометаллическая, состоит из 103 панелей длиной 12 м и шириной 26 м каждая, а так же 2-х переходных панелей. Общий вес панелей — 23 тыс т. Длина балки жесткости — 1248 м.

Мостовые опоры
Первая мостовая опора М1 на полуострове Назимова и двенадцатая опора М12 на острове Русском — одни из самых массивных и сложных по конструкции. Высота опор — около 35 м. Они выполняют функции переходных опор, принимая на себя горизонтальную нагрузку от балки жесткости вантового пролетного строения. При строительстве ростверков мостовых опор и пилонов строители использовали самоуплотняющийся бетон класса B 35 на сульфатостойком портландцементе, который обеспечивает защиту фундамента от воздействия агрессивной среды и предохраняет арматуру от коррозии. Для сооружения каждого ростверка пилона понадобилось примерно 20 тыс куб. м бетона и около 3000 т металлоконструкций.

В тело ростверка вмонтированы тензорные датчики для мониторинга состояния этого колоссального фундамента. Высота пилона — 324 м, что соизмеримо с высотой 90-этажного здания. Доставку строителей на пилон осуществлял грузопассажирский подъемник GEDA грузоподъемностью 2 т, который позволяет одновременно перевозить до 24 человек. Скорость подъема 65 м/мин.

Самоподъемная опалубка
Бетонирование тела пилонов производилось с помощью индивидуальной самоподъемной опалубки. Семь рабочих уровней общей высотой 19 м позволяли одновременно проводить операции по подготовке рабочего шва, армированию, бетонированию, уход за бетоном и отделку на трех захватках по 4,5 м каждая. Самостоятельное движение опалубки осуществлялось за счет гидравлического перемещения модульных элементов. Использование самоподъемной опалубки позволило сократить сроки сооружения монолитных железобетонных конструкций в 1,5 раза.

Заказчик-застройщик
ФКУ ДСД «Владивосток»

Генеральный подрядчик
ОАО «УСК МОСТ»

Проектные организации
ООО «НПО «МОСТОВИК»
ОАО «Институт Гипростроймост»
ОАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург»

Субподрядные организации
ОАО «СК «МОСТ»
ООО «СК «Мост-Восток»
ЗАО «Мостдорстрой»
ОАО «Бамтоннельстрой»
ООО «НПО «Мостовик»

Оригинал статьи