Строительство мостового перехода на остров Русский
через пролив Босфор Восточный во Владивостоке

Новости и публикации в СМИ

06.08.2010 - РИА «PrimaMedia»: Алексей Баранов: Русский мост полностью строится из российских материалов
Директор филиала "УСК МОСТ" во Владивостоке рассказал о реализации уникального проекта.

ВЛАДИВОСТОК, 6 августа, PrimaMedia. Уникальный мост на остров Русский будет рекордным в мировой практике мостостроения по длине центрального пролета — 1104 метра, по высоте пилонов — 320 метров, по длине вант — до 580 метров. Если учесть, что строится он в гораздо более сложных условиях и в более сжатые сроки, чем его аналоги, можно с уверенностью сказать: не только в нашей стране, но и в мире сооружений с подобными характеристиками не существует. Грандиозному мостовому переходу на остров Русский во Владивостоке уже дали народное название – "Русский мост". И c ростом могучих опор по обе стороны пролива Босфор Восточный это символичное словосочетание становится все более устойчивым. Накануне Дня строителя РИА PrimaMedia попросило рассказать о реализации уникального проекта директора филиала "УСК МОСТ" во Владивостоке, почетного строителя России Алексея Баранова.

Мост на остров Русский

- Строительство мостового перехода на остров Русский – огромный шаг вперед для всего отечественного мостостроения. Каждый внеклассный мост - это уникальное инженерное сооружение. Но в случае вантового моста через Босфор Восточный речь действительно идет о беспрецедентном проекте. При работе над ним необходимо было учесть ряд серьезных факторов, продиктованных условиями судоходства, сложнейшими геологическими, климатическими и сейсмическими условиями региона. Добавьте сюда крайне сжатые сроки строительства. По многим своим характеристикам мост на остров Русский неповторим. У будущего моста будет самый длинный вантовый пролет в мире, в Приморье самые сложные климатические и сейсмические условия для работы, среди всех существующих мостов подобного типа наш будет самым северным… Многое в нем — условия строительства, применяемые технологии, особенности конструктива — в новинку и для отечественного, и зарубежного мостостроения.

- Алексей Михайлович, ваша компания назначена генеральным подрядчиком указом президента России Дмитрия Медведева без проведения тендера. Означает ли это, что вам уже приходилось строить подобные мосты?

- Прежде всего, честно и откровенно - таких проектов реализовывать еще никому не приходилось. Мостовые сооружения никогда не бывают одинаковыми. А в этом проекте очень много того, к чему можно применить слова "впервые" и "самый". Другое дело, что наш опыт в мостостроении весьма обширен, и с крупными проектами мы работаем давно и плотно. У нас есть огромный опыт по строительству мостов, например, мосты через Вятку в центральной России, через Зею на Дальнем Востоке, через Волгу в Астрахани, не так давно мы получили положительное экспертное заключение на свой проект моста через Лену в Якутске... Указу президента предшествовало совместное решение наших коллег - мостостроителей. Оно было принято два года назад на совете директоров управляющих мостостроительных компаний страны, когда состоялось обсуждение вопроса: кому строить мост на остров Русский. Обменялись мнениями, оценили свои силы и возможности. В результате совет принял решение в нашу пользу. Оно было зафиксировано в протоколе, который впоследствии лег в основу указа главы государства. Это воля всех мостостроителей России и здравый смысл – в сложных условиях Дальнего Востока и жесткого дефицита времени, при неординарности сооружения и огромных объемах работ наша компания способна справиться с реализацией столь масштабного проекта. И сегодня здесь сконцентрировано все лучшее, что есть в теории и практике как отечественного, так и мирового мостостроения.

- Насколько известно, у вашей компании корни дальневосточные?..

- В становлении большую роль сыграла БАМовская закалка. Наша компания берет начало в 1991 году, образована была на основе бывшего Мостоотряда-55 ордена Трудового Красного Знамени треста "Мостострой-10". В ту пору как раз отгремели фанфары БАМа. Далее грянул развал СССР, вместе с которым благополучно стал ненужным и мощный строительный комплекс Байкало-Амурской магистрали. Самые упорные стали бороться за выживание. Мы не просто выжили, мы заставили говорить о себе всю Россию, а сейчас весьма прочно стоим на ногах. На сегодняшний день костяк компании на 70 процентов составляют БАМовские работники. Все они - проверенные люди. Это относится и к ИТРовцам, и к людям рабочих профессий – монтажникам, сварщикам, плотникам. Вместе мы уже не один десяток лет.

- Сегодня, когда очертания будущего моста на остров Русский стали зримы, даже не верится, что всего менее двух лет назад вы вышли голый берег пролива Босфор Восточный…

- В конструкции мостового перехода уложено уже более 200 000 кубометров высококачественного монолитного железобетона, смонтировано около 4 000 тонн металлоконструкций пролетного строения эстакады, на проектную отметку выведено 30 опор из 33-х. Продолжают набирать высоту 320-метровые пилоны на полуострове Назимова и острове Русском, которые выросли над уровнем моря более чем на 60-70 метров.

Каждая стройка имеет свои особенности, свой характер, индивидуальные черты. И понять этот характер, учесть все факторы - это тоже не просто. Организация работы - это вообще каждый раз новая система. Практика показывает, что проектирование таких объектов идет от полугода до полутора лет. А мы, учитывая опыт компании, квалификацию специалистов и техническое оснащение, начали и проектировать, и строить параллельно.

- Увидев сейчас стройку, ее масштаб, ее темп и мощь, даже специалисты ведущих мировых компаний удивляются - какую махину вам удалось сдвинуть…

- Мощная производственная база "УСК МОСТ", которую мы развернули во Владивостоке, служит своеобразным плацдармом, обеспечивающим работы по всему фронту строительства. На полуострове Назимова, острове Русском и трассе М-60 размещены четыре современных бетонных завода фирм "Tecwill Oy" и "Compactors". По последнему слову техники оснащен и арматурно-сварочный цех: например, машина плазменной резки позволяет вырезать металлические детали любой конфигурации и толщины (до 35-40 мм). На строительстве моста на остров Русский используется современная спецтехника от ведущих мировых и отечественных производителей – порядка 320 единиц. Все строительные материалы проходят строжайший контроль в специальной лаборатории. Серьезное техническое и технологическое сопровождение дает возможность выдержать высокий темп возведения мостового перехода на остров Русский и гарантировать высокое качество работы.

- При таком захватывающем масштабе многое здесь делается впервые в практике отечественного и мирового мостостроения. Мост на остров Русский к окончанию строительства может взять немало мировых высот…

- Возьмем, к примеру, невидимую глазу часть мостового перехода. В фундаменты из 818 буронабивных свай на 33 опорах в общей сложности уложено 52,6 тысячи кубометров высококачественного железобетона. Общий объем скважин, пробуренных на строительстве моста на остров Русский, составляет более 17 тысяч погонных метров! В России не было примеров бурения в таких геологических условиях, а учитывая сложные климатические условия в Приморье и крайне сжатые сроки, думаю, даже в мировой практике вряд ли кто когда-нибудь делал такую работу. Эти 17 километров пройдены в сложнейших скальных грунтах пролива Босфор-Восточный, глубина скважин диаметром 2 метра достигает отметки 77 метров! При устройстве буронабивных свай под 320-метровые пилоны на полуострове Назимова и острове Русском впервые в отечественном мостостроении были использованы реверсные установки, в штормовых морских условиях освоена технология бурения и бетонирования скважин "с воды". А при сооружении фундамента гигантской опоры в режиме непрерывного бетонирования, которое продолжалось более четырех суток, в ростверк было уложено около 9,5 тысячи кубометров самоуплотняющегося, литого бетона — один из рекордных в отечественном и мировом мостостроении объемов.

Что касается сооружения опор, пилонов, балки жесткости и самого вантового сооружения - это все практически спецпроект. Специально заказывались и проектировались башенные краны большой грузоподъемности и высотой до 350 метров, которые будут расти вместе с пилонами. Специально проектировались металлоконструкции аэродинамической формы, формы крыла самолета. К оригинальному оборудованию относятся и бетононасосы, способные подавать смесь на отметку свыше 500 метров, и лифтовые подъемники, которые будут установлены снаружи и внутри пилона, и специальная самоподъемная опалубка по технологиям, позволяющая сократить цикл бетонирования до минимально возможных сроков. Высокотехнологичные ванты системы РSS с компактным расположением стрендов, позволяющей заменить любую ванту или отдельный стренд без остановки движения по мосту; и гидравлические демпферы для гашения колебаний пролетного строения; и прогрессивные системы преднапряжения железобетонной балки жесткости - это инновации в сооружении мостового перехода. Весь объект уникален в своем исполнении.

Сейчас на производственной базе мостостроителей на полуострове Назимова развернулась подготовка к монтажу балки жесткости главного, руслового пролета моста. Из Омска во Владивосток будет доставлено 23 тысячи тонн нестандартных, сложных в исполнении металлоконструкций - 103 панели весом от 185 до 370 тонн. Их укрупнительная сборка будет производиться непосредственно на стройплощадке на стапеле. Как показала контрольная сборка, современная технология обеспечивает идеальную геометрию пролетного строения, позволяя собирать крупногабаритные блоки с точностью до 3 миллиметров. При этом исключаются дополнительные операции подгонки на монтаже, который будет вестись в условиях сильного ветрового воздействия на высоте 70 метров над проливом Босфор Восточный.

- Алексей Михайлович, Вас радует тот факт, что сооружение уникального моста на остров Русский стало еще и Всероссийской ударной молодежной стройкой?

- Это уже стало одной из добрых традиций. Второй год для участия в строительстве к нам приезжает около 150 ребят - стройотрядовцев и практикантов. Нынешним летом для прохождения производственной практики собрались студенты со всех концов России: Москвы, Новосибирска, Томска, Иркутска, Омска, Хабаровска и, конечно же, Владивостока. Ребята являются студентами ведущих учебных заведений страны по специальностям "Мосты и тоннели", "Гидротехническое строительство", "Промышленное и гражданское строительство".

Участие в сооружении объекта такого уровня для будущих инженеров — это бесценный опыт, который не получишь в учебной аудитории. Мы стараемся, чтобы ребята прошли все ступеньки и ознакомились с работой как можно большего числа служб, прониклись своей будущей профессией, вникли во все нюансы. Многие из тех профессионалов, которые сейчас возводят уникальный мост на остров Русский, начинали свою трудовую биографию на БАМе. Наверное, мы как никто другой понимаем, что для молодых специалистов объект подобного уровня и масштаба может стать отправной точкой не только в профессиональной карьере, но и в целом в жизни.

- К слову, программа подготовки Владивостока к саммиту АТЭС часто сравнивается с БАМом. Не только масштабом самого строительства, но и геополитическим значением…

- Руководством нашей страны определен особый статус Владивостока в реализации Азиатско-Тихоокеанской стратегии России. И сформулирована главная задача проведения саммита АТЭС-2012 – развитие территорий Дальнего Востока. Наша компания обладает серьезным инженерным и техническим потенциалом, что позволяет активно включиться в реализацию этой широкомасштабной программы. Это и реконструкция федеральной трассы М-60, где нам на своем участке предстоит полностью перестроить четыре моста и возвести 500-метровую эстакаду на повороте к станции Весенняя. Это и строительство причалов грузового терминала на острове Русском, которые станут частью нового морского фасада Владивостока. Это и сооружение современной скоростной автомагистрали "поселок Новый—Де-Фриз—бухта Патрокл", разгружающей федеральную трассу Хабаровск — Владивосток в обход санаторно-курортной и рекреационной зон полуострова Муравьева-Амурского. Мост через пролив Босфор Восточный, который является одним из ключевых проектов этой программы и соединит остров Русский с континентальной частью Владивостока, открывает широкие перспективы территориального и экономического развития региона. Вся эта современная транспортная инфраструктура будет долго и надежно служить жителям Приморья после проведения саммита стран АТЭС-2012.

- При этом реализация важных геополитических мегапроектов стала частью антикризисной программы государства…

- Самая мультипликативная в мире отрасль - строительство. То есть одно рабочее место в строительстве ведет к созданию шести рабочих мест в смежных отраслях. Больше ни одна отрасль такого не дает. Поэтому в сооружении моста на остров Русский участвуют не только более 4 тысяч строителей, из которых треть - жители Приморья. Десятки предприятий региона и края, с которыми мы сотрудничаем как с субподрядчиками и поставщиками, на которых размещаем заказы, стали нашими партнерами: "Спасск-цемент", ДВГСК, судоходные компании "РИМСКО" и "ФЕСКО-строй", "Дальзавод", "ДНИИМФ", "Приморгражданпроект" и многие другие. Особо отмечу, мост на остров Русский полностью строится из российских стройматериалов. А это 20 тысяч тонн металла, 37 300 тонн арматуры и более 320 тысяч кубометров бетона высокого класса прочности. От имени "УСК МОСТ" поздравляю всех друзей, коллег и партнеров с праздником нашей замечательной профессии – Днем строителя!


http://primamedia.ru/news/vladivostok/06.08.2010/131065/aleksey-baranov-russkiy-most-polnostyu-stroitsya-iz-rossiyskih-materialov.html