Строительство мостового перехода на остров Русский
через пролив Босфор Восточный во Владивостоке

Новости и публикации в СМИ

05.11.2009 - Журнал "Дорожная держава", №21, октябрь 2009: Русский мост: год спустя
На протяжении последнего года будущий мостовой переход на остров Русский будоражит воображение жителей Владивостока. Его еще нет на картах, путеводителях, но свое народное название он уже получил – Русский мост. А как иначе?! Все же самый большой вантовый мост в мире, который имеет вполне реальный шанс стать визитной карточкой столицы Приморья.

Новое сооружение, очертания которого пока лишь угадываются, призвано быть не только средством сообщения острова с материком, но и символом новой политики России на Дальнем Востоке. В известной степени - это не инфраструктурный, а культурно - политический проект. По таким объектам судят о состоятельности государства, его мощи и потенциале. Не многие страны мира способны сегодня проектировать и возводить подобные мосты.

Строительство моста во Владивостоке не угрожает экологии Амурского залива

Время подводить итоги

Мост на остров - один из важнейших объектов предстоящего саммита АТЭС 2012 года. Без него немыслимо строительство обновленной транспортной системы Владивостока, в которую также войдут мост через бухту Золотой Рог и новая магистраль, связывающая аэропорт с местом проведения международного форума.

Напомним предысторию проекта. В начале октября 2007 года НПО «Мостовик» (г.Омск) выиграло конкурс на выполнение проекта мостового перехода на остров Русский. Главным партнером объединения стала крупная петербургская проектная организация ОАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург». К работе также привлечены ряд российских и зарубежных компаний. В процессе работы рассмотрены более десятка различных вариантов мостового перехода - вантовых и висячих.

В итоге был спроектирован вантовый мост. Разработка документации завершилась к марту 2008 года, а в мае предложенный проект моста одобрен ФГУ «Главгосэкспертиза России». Аналогов такому мосту отечественная и зарубежная практика мостостроения еще не знала. А отдельные его показатели уже причислены к разряду уникальных.

Параметры моста

  • Схема моста: 60+72+3х84+1104+3х84+72+60 м
  • Общая длина моста — 1872 м
  • Общая протяженность с эстакадами — 3100 м
  • Длина центрального руслового пролета — 1104 м
  • Ширина моста — 29,5 м
  • Ширина проезжей части — 23,8 м
  • Число полос движения — 4 (2 в каждую сторону)
  • Подмостовой габарит — 70 м
  • Количество пилонов — 2
  • Высота пилонов — 320 м
  • Количество вант — 200 шт.
  • Самый длинный/короткий вант — 578,08/181,32 м
  • К реализации проекта строители приступили 3 сентября 2008 года. На мысе Новосильского со стороны острова Русский фронт работ развернула московская строительная компания «УСК Мост». А на полуострове Назимова со стороны материка - омское НПО «Мостовик». Сроки сдачи ограничены 31-м марта 2012 года. Они и задали темп строительства, которое сегодня ведется в круглосуточном режиме.

    Минул год. Вместе с ним для строителей завершился наиболее сложный период. Его результаты позволяют объективно оценить собственные силы и доказывают главное: реализовать сложный проект в столь сжатые директивные сроки, вопреки отдельным скептическим прогнозам, возможно.

    Значительную часть времени мостостроители занимались сооружением невидимой части моста: бурили, вынимали грунт, заливали бетон… Общий объем земляных работ превысил 1 миллион кубометров. Для устройства фундаментов глубокого заложения пробурено около 15 тысяч погонных метров скважин, в конструкции мостового перехода уложено более 80 тысяч кубометров высококачественного бетона. В канун годовщины начала строительства произошло несколько значимых событий.

    Точки опоры Русского моста

    В конце августа на острове к финалу подошли работы по бетонированию ростверка свайного фундамента мостовой опоры М - 12. Именно она - самая массивная на Русском примет на себя горизонтальные нагрузки одновременно от балки жесткости вантового пролета и от пролетного строения эстакады. В основании ростверка устроено 55 буронабивных свай диаметром 2 метра и глубиной до 19 метров, залито около 2 900 кубометров бетона. Еще около 9 тысяч кубометров будет уложено в тело опоры.

    Аналогичные характеристики и назначение опоры М - 1, бетонирование тела которой ведется на полуострове Назимова. Площадь ее фундамента - 900 кв. метров, высота - 4 метра. Здесь также полностью выполнены работы на ростверке и строители вышли на этап возведения стоек, которые поднимутся на 35 - метровую высоту.

    Сами опоры представляют собой сложное инженерное сооружение и имеют многофункциональное назначение. В их стойках предусмотрены каналы для прокладки коммуникаций и помещения для размещения приборов и оборудования, необходимых для мониторинга состояния конструкций моста на стадии его эксплуатации.

    Активно продолжаются работы на технологических площадках по сооружению других мостовых опор в зонах ответственности обеих компаний. На проектную отметку выведены 18 опор из 33-х: 1 мостовая и 15 эстакадных опор на мысе Назимова и 2 эстакадных— на острове Русском.

    Объект номер один

    Но наиболее важным событием последней летней недели стало завершение работ по устройству буронабивных свай для фундамента 320 - метровых пилонов. Главные опоры, которые будут удерживать более чем километровый вантовый пролет - базовые конструктивные элементы мостового перехода. Их устройство во многом является определяющим фактором, влияющим на общий результат строительства. В конце августа завершено бетонирование последней 120-й скважины сверхглубокого бурения на морской технологической площадке М - 7. В итоге весь объем работ по устройству буронабивных свай для сооружения фундамента пилона со стороны острова Русского выполнен полностью и с опережением графика.

    Всего для устройства 120 - ти буронабивных свай в основании «морской» пилонной опоры М - 7 потребовалось произвести выемку порядка 5800 кубометров грунта, установить в скважины около 360 тонн армокаркасов и омонолитить их 10 тысячами кубометров бетона.

    Для их сооружения на рейде острова был создан целый производственно-строительный комплекс. На морской стройплощадке пилона размером 90х40 метров удалось сконцентрировать необходимое количество техники и оборудования. Были задействованы пять кранов грузоподъемностью от 30 до 280 тонн, из которых три - плавучие, специально оборудованный транспортный понтон «Григорич» и четыре буровых установки «JUNTTAN PM 26».

    - Примеров бурения в таких сложных геологических и климатических условиях в России и за рубежом еще не было. При сооружении фундамента пилонной опоры в морских условиях наши специалисты впервые в отечественной практике освоили технологию бурения и бетонирования скважин диаметром два метра до отметок 40 метров «с воды». Причем не просто «с воды», а «с волны» Босфора Восточного. За неполный год с начала работ здесь было получено около сотни штормовых предупреждений. Целый квартал непогоды! - отмечает директор владивостокского филиала «УСК Мост» Алексей Баранов. - Поэтому все без исключения операции: бурение, монтаж арматурных каркасов, подача бетона потребовали особых управленческих и технологических решений. Пройден один из знаковых этапов в строительстве. Это заслуга всего коллектива и, без преувеличения, большая победа!

    На стройплощадке полуострова Назимова глубина бурения еще больше и достигает 77 метров. Общая же глубина бурения при сооружении основания пилона М - 6 для 120 буронабивных свай составит 7650 м. Из них в тяжелых грунтах предстоит пройти 4590 м. Позади пятикилометровая отметка и самые сложные три с половиной километра скального грунта.

    Все работы по устройству буронабивных свай ведутся на небольшом пятачке размером 120 х 60 метров, где сконцентрировано большое количество оборудования - шесть буровых, обсадные столы, краны грузоподъемностью от 100 до 250 тонн, более 40 единиц вспомогательной техники. Впервые в отечественном мостостроении применены реверсивные установки, благодаря которым стало возможным бурение рекордно глубоких скважин.

    Работы идут по графику и даже с некоторым опережением. В сентябре планируется завершить все буровые и бетонные работы, а к декабрю полностью забетонировать ростверк и приступить к сооружению 320-метрового пилона. Уже ведутся переговоры с потенциальными поставщиками скользящей опалубки для бетонирования тела пилона и крана высотой 350 метров. Кран будет изготовлен по спецзаказу. Сейчас рассматриваются три предложения - от французской, датской и китайской компаний. Критерии выбора - надежность и цена. От крана будут полностью зависеть сроки возведения пилона.

    Растут эстакады

    В начале сентября на Русском приступили к монтажу металлоконструкций пролетных строений эстакады, которая в перспективе соединит береговой участок с основным пролетом моста. Работы ведутся в особых условиях. Начинается монтаж между двумя опорами на отметке около 12,5 м. Но в дальнейшем по ходу эстакадной части высота постепенно увеличится до 37 м. Ее траектория отличается кривизной и имеет вертикальный уклон с виражом в плоскости. Отсюда сложность геометрии и собираемости готовых блоков, каждый из которых индивидуален, что вносит дополнительные трудности при установке.

    Для объединения металлоконструкций с монолитной плитой проезжей части мостостроители впервые в отечественной практике используют упоры Нельсона - современную и новую для России технологию, которая при нагрузке всегда позволяет им оставаться «гибкими».

    Еще раньше, в конце августа, к подобной операции по монтажу восьми пролетов общей протяженностью 336 метров приступили на полуострове Назимова. Особенности те же, что и на островной стройплощадке. Установка металлоконструкций ведется в полунавес, с использованием временных опор. Протяженность пролета между постоянными опорами - 42 метра. Блоки пролетного строения общим весом 200 тонн собираются по 21 метру с замыканием на временной опоре посередине.

    - Работать приходится в крайне стесненных условиях. Высота подъема блоков пролетного строения - 30 метров, - прокомментировал ход монтажа руководитель департамента по строительству объектов в г. Владивостоке НПО «Мостовик» Сергей Ксенженко. - Приходится учитывать кривизну и уклон эстакады. Сложна и сама конструкция - коробчатое пролетное строение, состоящее из трех коробок, с опиранием на коробчатый ригель.

    Более 4200 тонн металлоконструкций (именно столько необходимо для всей эстакадной части) будут изготовлены на заводе металлоконструкций НПО "Мостовик". Их предстоит смонтировать уже в этом в этом году. Первые конструкции главных балок пролета, состоящих из трех нитей по четыре блока в каждой, были испытаны в июне. Результаты контрольной сборки вполне обнадеживающие. Завершение монтажных работ на участке запланировано на декабрь текущего года.

    С поправкой на окружающую среду

    Монтажные работы ведутся и с учетом факторов влияния окружающей среды на конструкции: ветровой нагрузки, солнечной радиации, температуры воздуха… Возможность такой непрерывной диагностики моста предоставляет открытый в конце августа на полуострове Назимова Центр управления движением и мониторинга мостового перехода. Здание эксплуатационного центра, где размещена система мониторинга, оснащено новейшим оборудованием контроля качественного состояния конструкций. Она включает в себя датчики для определения напряженно-деформированного состояния металла и автоматизированные метеорологические станции. С их помощью и с минимальной погрешностью специалисты могут оценить влияние погодных условий на геометрическое положение конструкций во время строительно-монтажных работ.

    По окончании строительства мониторинговая система сведет воедино контроль качественного состояния конструкций, автоматизированную систему управления дорожным движением и охранную систему безопасности.

    Присутствующий на открытии Центра министр транспорта Игорь Левитин обратил внимание на то, что уже сейчас необходимо готовить кадры для эксплуатации сооружения, отвечающего самым пристрастным требованиям времени. «Мост на остров Русский - уникальный объект, и управлять им должны специалисты соответствующего уровня», - подчеркнул глава Минтранса.

    Здесь же, в здании Центра управления движением и мониторинга мостового перехода на полуострове Назимова глава Минтранса провел совещание, на котором были рассмотрены вопросы доставки стройматериалов на остров Русский, а также ход строительства объектов транспортной инфраструктуры региона. На нем были уточнены объемы грузов, необходимых для подготовки саммита АТЭС. В целях координации взаимодействия грузоотправителей и грузополучателей принято решение о создании отдела логистики в одном из подведомственных Минтрансу учреждений. На совещании отмечалось, что строительство всех объектов транспортной инфраструктуры ведется в соответствии с графиком и необходимые средства выделяются в полном объеме.

    Несомненно, сделано много. Об этом красноречиво говорят показатели. вызывают уважение и поражают. Но за физобъемами и цифрами стоит, прежде всего, напряженный, а порой и самоотверженный труд сотен людей.

    - За прошедший с начала строительства год сложился коллектив, который осознал свою силу, способности, возможности и успешно справляется с задачами. И он - главная «опора» моста, - считает руководитель владивостокского филиала «УСК Мост» Алексей Баранов.

    Валерий Парфенов

    Оригинал статьи

    http://www.dorvest.ru/