Строительство мостового перехода на остров Русский
через пролив Босфор Восточный во Владивостоке

Новости и публикации в СМИ

11.11.2014 - Русский мост гармонично сочетается с историческими батареями Владивостокской крепости
Сегодня отмечает 80-летний юбилей одно из самых уникальных фортификационных сооружений в мире - знаменитая Ворошиловская батарея. Символично, что именно здесь хранится первый чертеж моста между материковым Владивостоком и островом Русским.

Береговая батарея занесена в Книгу рекордов Гиннеса, даже ее внешний вид внушает трепет. А под каждой из двух трехствольных башен еще несколько этажей, уходящих на глубину в 25 метров, масса подземных ходов. Мощь пушек такова, что сделай она залп практически в любой современный корабль – и он пойдет ко дну. Только один снаряд весит почти полтонны, а башня со стволом – около 1250 тонн. Приказ о формировании оборонительного сооружения вышел 11 ноября 1934 года после проведения первых зачетных стрельб. И практически до наших дней артиллерийские установки надежно защищали подступы к Владивостоку со стороны моря, только в 1998 году став филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.

Один из его редких экспонатов - первый проект моста между Владивостоком и островом Русским, который разработан в 1939 году. Чертеж хранится здесь не случайно, он непосредственно связан с батареей. В первую очередь, мост предназначался для военных целей, для железнодорожной артиллерии. Проект предусматривал несколько вариантов - от двух до шести пролетных секций. На самом Русском должны были разместить 50 километров железной дороги с пятью станциями маневренной развязки. Но началась война, и строительство моста пришлось отложить.

Второй проект разрабатывался в 1965-1968 годы, во времена строительства Большого Владивостока. Расширение и развитие морского порта могло нанести ущерб исторической части застройки города, поэтому решено было использовать для этих целей Русский. Но реализовать проект тоже не удалось. Остров имел большое стратегическое значение и почти весь находился в распоряжении военных. И только в XXI веке давняя мечта жителей Владивостока воплотилась в реальность: 1 августа 2012 года открылось движение по самому большому в мире вантовому мосту, 1104-метровым пролетом соединившим берега пролива Босфор Восточный.

Стоит отметить, что генерального подрядчика строительства грандиозного сооружения ОАО «УСК МОСТ» и филиал музея Тихоокеанского флота связывает не только первый проект моста на остров Русский. В трудные времена именно мостостроители пришли на помощь мемориальному комплексу, оказав очень серьезную поддержку в благоустройстве Ворошиловской батареи.

Уважительное отношение к прошлому – это характерно для специалистов группы компаний «СК МОСТ». Во время строительства вантового гиганта они фактически из руин восстановили мемориал воинам-тихоокенцам на острове Русском, полностью отреставрировали воинский обелиск на полуострове Назимова, заново поставили киотный столб с иконой святителя Николая Чудотворца на территории Поспеловской батареи. Своими силами мостостроители привели в порядок позаброшенные фортификационные сооружения Владивостокской крепости по обе стороны пролива – Назимовскую батарею и батарею Новосильского.

- Не все знают, но при определении створа мостового сооружения вносились корректировки, обусловленные именно исторической значимостью Владивостокской крепости. Со стороны острова Русского ось моста в процессе проектирования была отведена на 50 метров от расположенных здесь батарей, - комментирует руководитель обособленного подразделения ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке Геннадий Шкуропатов. – Архитектурно-художественное решение увязывалось с существующей чертой города, с существующими боевыми сооружениями, с существующим природным комплексом. Сохранение ландшафтной части в плоскостях, тяготеющих к крепости, обеспечение обзорности всех батарей, которые на сегодня тяготеют к мостовому сооружению - это все учитывалось в проекте Русского моста.

Вантовый гигант сооружался с учетом перспектив развития столицы Приморья, где особое значение придается туристическому и рекреационному потенциалу острова Русского. Сегодня Русский мост, наряду с Владивостокской крепостью и Ворошиловской батареей, считается одним из главных символов Владивостока. На берегах Босфора Восточного создан единый градостроительный ансамбль, в котором гармонично сочетаются высокие технологии современности и славные традиции прошлого.

Фото: Андрей Савин / СК МОСТ

Посмотреть фоторепортаж


Вернуться к списку новостей