Строительство мостового перехода на остров Русский
через пролив Босфор Восточный во Владивостоке

Система обеспечения качества строительства на объекте
Система обеспечения качества строительства на объекте

Добрый день, уважаемые коллеги!

Для начала хочу еще раз отметить некоторые моменты касательно строящегося моста, которые уже прозвучали сегодня в предыдущих докладах:

1. Сроки строительства объекта составляют 43 месяца;

2. при сооружении моста через пролив Босфор Восточный используются самые современные технологии;

Заказчик в лице ФГУ «ДСД Владивосток» осуществляет силами Федерального Дорожного агентства постоянный мониторинг по качеству выполняемых работ по этому объекту. Ну и все вы понимаете, что мост через пролив Босфор Восточный находится в составе комплекса объектов, возводящихся специально для проведения саммита АТЭС в 2012 году, в связи с чем наш объект находится под постоянным контролем сроков выполнения работ.

марта 2010 года ФГУ «ДСД Владивосток» разместил тендер на проведение строительного контроля на объекте, который выиграл ЗАО «Институт Стройпроект» из Санкт-Петербурга. И с 1 апреля мы приступили к исполнению обязанностей по контракту.

Заказчик организовал очень высокий уровень контроля. Полнота надзора практически не вызывает никаких вопросов. Строительный контроль провёл повторные лабораторные измерения, которые мы уже проводили, как Генеральный подрядчик. Авторский надзор осуществлялся на проверке соответствия рабочей документации, отдел приёмки качества ФГУ «ДСД Владивосток» проверяет точность применяемых инструментальных методов для проведения контроля строительства моста.

Сложность возникала в том, что по проектному решению мост по своим габаритам классифицируется как большой внеклассный мост, и по проектному решению он был переведён в первый класс точности, причём таким образом, что и сам мост и эстакадная часть фактически попали под эти требования. Кто в строительстве с этим сталкивался, тот понимает, что это на пределе точности наших инструментов, а следовательно тот инструмент, которым мы проводим строительный контроль, должен иметь точность более высокую. Таким образом, на практике мы вышли на предел точности инструментов для обеспечения контроля за проведением работ.

С точки зрения геодезического наблюдения, наши рабочие рассуждения о пределе точности, который необходим, в реальном времени решаются на уровне главного инженера проекта. На самом объекте ход строительства контролируется при помощи показаний спутников GLONAS и GPS.

Координирование, практически с самого первого дня строительства и предположительно до его окончания, ведётся в 3-х мерной системе координат, и каждый элемент, который мы предъявляем заказчику, сравнивается с его 3-мерной моделью на стадии проектирования.

Краткое описание объёмом тех работ, которые мы здесь в этом плане проводим, представлено на слайде. Генеральный подрядчик – ОАО «УСК МОСТ». Для обеспечения надлежащего контроля качества существует структура так называемого троекратного дублирования. То есть, на уровне Генерального директора ОАО «УСК МОСТ» существуют службы, руководимые его заместителем. К ним относятся: служба качества; отдел строительного контроля, группа системного анализа сертификации; строительная центральная лаборатория; маркшейдерская геодезическая служба; отдел главного технолога; лаборатория ВИК и УЗД контроля. Параллельно, во Владивостокском филиале, создана похожая структура при его директоре. Кроме филиала аналогичные службы существуют и в субподрядных организациях.

Практически на сегодня, по требованиям «Ростехнадзора», документ, подтверждающий разрешение проведения последующих работ, оформляется всего двумя типами актов: это акт на скрытые работы и акт на приёмку ответственной конструкции. Под этими актами ставят подписи все представители инженерных служб: куратор в лице заказчика, службы, выполняющие работу по контракту (это строительный контроль и авторский надзор), представители Генерального подрядчика (ОАО «УСК МОСТ»), отдел технического надзора и приёмки выполненных работ, и представители строительных управлений или субподрядных организаций. Что касается объёмов выполняемых работ, то центральная лаборатория Генерального подрядчика, чтобы обеспечить качество, проводит в общем режиме испытания образцов. К примеру: с начала строительства моста по сегодняшний день было проведено испытание бетонных кубиков, при этом общий вес испытанных за период строительства нашей центральной лабораторией кубиков составил 86 тонн, то есть в объёме это равно 33,2 м3 . Кроме этого испытания проводили еще и лаборатории субподрядчиков. Также было испытано более 2000 образцов арматуры, 2200 образцов сварных муфтовых соединений, 122 партии цемента. В этой работе от Генерального подрядчика участвует 42 человека (и это только специалисты, осуществляющие контроль качества).

С точки зрения отслеживания проектно-сметной документации, которая сопровождает строительство, в связи со сжатыми сроками строительства, очень часто одномоментно происходят сразу все операции. То есть идёт проектирование, идёт оформление проектно-сметной документации, наполнение материалами, идёт изготовление деталей и одновременно отрабатываются уже первые поступившие детали, которые поступают в монтажные операции. Все эти операции очень жёстко регламентируются. Так, на сегодняшний день заказчиком утвержден 121 регламент, которые обязательны для нас и от которых мы не можем отступить. Все соответствия с этими регламентами постоянно проверяются службами, осуществляющими контроль качества.

По факту проверок, которые проводятся с точки зрения качества, в том числе и проверок нашей работы, за последний год нами были получены совсем мелкие незначительные замечания. Но фактически все проверяющие органы подтверждают, что качество проведения работ, подготовки бетонных смесей, укладки бетона, качество сборки металла, учитывая, что при строительстве такого серьёзного объекта работы ведутся с первого дня и без остановки - очень высокое. Какие-то принципиально проблемные технические моменты отсутствуют. Моменты, которые вызывали сомнения, решались в рабочем порядке всеми службами заказчика.

Спасибо за внимание!

Заместитель генерального директора филиала ОАО «УСК МОСТ» по качеству
Геннадий Сергеевич Шкуропатов